Средневековая Япония - Культура. Икебана
Содержание материала
- Средневековая Япония
- Культура в период возникновения государства. Религия
- Литература
- Архитектура
- Прикладное творчество
- Период Хэйан (9-12 века)
- Самураи: происхождение, структура, идеология
- Рост городов
- Религиозно-философские взгляды
- Архитектура и скульптура
- Литература
- Живопись
- Прикладное искусство
- Периоды Камакура, Муромати, Токугава (13–19 века)
- Сёгунат Муромати. Объединение Японии
- Сёгунат Муромати. Культура, религия
- Сёгунат Муромати. Архитектура и скульптура
- Сёгунат Муромати. Театр
- Сёгунат Токугава. Приход к власти
- Сёгунат Токугава. Городское население
- Сёгунат Токугава. Гейши
- Сёгунат Токугава. Расцвет борьбы сумо
- Сёгунат Токугава. Расцвет борьбы сумо
- Сёгунат Токугава. Прикладное искусство
- Сёгунат Токугава. Чайная церемония
- Кризис феодализма, «открытие страны»
- Гражданская война 1863–1867 годов
- Культура. Икебана
- Все страницы
Культура. Икебана
Чайная церемония с самого своего появления оказала огромное влияние на все сферы жизни и культуры Японии. Одним из проявлений такого влияния стало искусство аранжировки цветов — икебана. Первоначально цветы в виде обычного букета были обязательным компонентом чаепития в качестве символа единения человека с природой. Постепенно формируются определенные каноны составления цветочных композиций, служащих для созерцания и медитации. В конечном итоге икебана освободилась от религиозного подтекста и превратилась в самостоятельную область декоративного искусства со своей особой эстетикой, символикой и техническими приемами.
Из-за тесной связи с архитектурой, живописью, каллиграфией и поэзией, находящимися под сильным влиянием эстетики дзэн-буддизма, искусство икебана до конца так и не преодолело религиозно-философской окраски, даже когда составлением цветочных композиций стали заниматься представители городских сословий. Структура каждой композиции строго определена и требует наличия трех обязательных элементов: Небо как символ природы и космоса, Земля как символ мирского и, конечно же, Человек. Умение совместить все эти элементы, учитывая бесконечно сложную и разнообразную символику каждой детали, приходило только после долгого обучения, требующего большого упорства и терпения.
Со времени появления искусства икебана оно претерпело множество изменений: неоднозначность трактовок композиций обусловило возникновение различных школ и стилей цветочных аранжировок. Классическим был стиль рикка — аранжировка храмовых монументальных букетов. Постепенно это направление развилось до частных аранжировок, ставившихся в жилых помещениях как объект эстетического наслаждения. Появляются тенденции к упрощению, что порождает новые стили икэбана: нагаирэ (букеты для чайных церемоний) и сэйка (единственный стиль периода Эдо). Однако в целом для периода Эдо характерно не столько создание новых стилей икэбана, сколько множественность форм и разнообразие композиций. Постепенно искусство икэбана приобретает этическое значение. Икэбана рассматривалась как путь приобщения к культуре, как средство обучения человека умению видеть и понимать скрытую красоту, что обусловило ее место в системе воспитания. Каллиграфия и икэбана стали обязательной частью воспитания и образования женщины как средство становления высокого художественного вкуса, в котором видели залог искренней нравственности женщины. В связи с этим начинают цениться композиции, в которых в достаточно сильной мере проявлен импровизационный момент, не выходящий, тем не менее, за рамки общепринятого канона. Искусство икэбана в итоге стало одной из составляющих нравственного и эстетического формирования национального японского характера, превратившись в средство исчерпывающего выражения чувств и эмоций человека, погруженного во время составления композиции в глубины своего «я».