By using this website, you agree to the use of cookies as described in our Privacy Policy.

Средневековая Япония - Гражданская война 1863–1867 годов

Содержание материала

Гражданская война 1863–1867 годов
Сразу после заключения второго японо-американского договора, который еще больше ущемлял права Японии, в стране сформировалась оппозиция правящему режиму, которая своими активными действиями немало способствовала падению дома Токугава. Для подавления крестьянских восстаний были отправлены лучшие полицейские силы правительства, но это уже не могло восстановить стабильность. Тогда токугавское правительство решило изменить тактику — были заключены соглашения с группой высшей придворной бюрократии в Киото. Это объединение составило группировку кабугатта, которая, с одной стороны, стремилась укрепить авторитет сёгуната, а с другой — стремилась изгнать «варваров». Внешне сохранялось дружелюбное отношение к иностранцам, необходимое до тех пор, пока тайные действия правительства не помогут собрать достаточное количество сил, необходимое, чтобы дать отпор оккупантам. Лозунг «Почитание императора, изгнание варваров» привлек симпатии народа к политике сёгуната, но крупных землевладельцев, наконец-то получивших возможность вернуть себе исконные права, он уже не смог убедить.
 

В 1862 году крупный феодал Симад-зу во главе своих войск вошел в Киото с намерением продемонстрировать императору верноподданнические чувства, а потом двинулся на Эдо. Силы были слишком неравными: сёгунат вынужден был отступить.
Отношение сёгуната к требованиям иностранцев не устраивало никого из японского населения: по всей Японии начались стихийные и организованные выступления против представителей Запада. В 1862 году в княжестве Сацума самураи убили англичанина, в июне 1863 года крепостные укрепления Си-моносэки в княжестве Тёсю обстреляли иностранные суда. Правительство оказалось меж двух огней: с одной стороны — растущее население японцев, с другой — гнев западных держав. Пытаясь восстановить мир в стране, сёгунат попытался закрыть порты для иностранных судов. Ответом на это стала разрушительная бомбардировка Нагасаки. На какое-то время Токугава удалось одержать верх в борьбе против объединенных войск крупных феодалов. В этом им помогли иностранные державы. 4–5 сентября 1864 года объединенный флот Англии, США, Франции и Голландии подверг сокрушительной бомбардировке оплот оппозиционных сил город Тёсю. Но затем в иноземном стане произошел раскол: Англия поддерживала мятежников, а Франция продолжала верить в необходимость восстановления власти сегунов Токугава. Влияние руководителей оппозиции Ито Хиробу-ми и Такасуги Синсаку, образованных дворян, побывавших за границей и настаивавших на необходимости модернизации японской экономики и социальной структуры по западным образцам, продолжало усиливаться. Антисёгунс-кая коалиция включала в себя все большее количество провинций, опиралась на финансовую помощь многих банков Японии.
 

60-е годы стали временем нарастания общего политического кризиса — движение оппозиции сочеталось с непрекращающимися крестьянскими и городскими бунтами. Движение против сегуна носило и религиозную окраску: многие священнослужители поддерживали бунтарей, толкуя многочисленные знамения в их пользу.
Обострение внутриполитических конфликтов заставило иностранцев выдвинуть новые требования японскому правительству, которые сёгун принял безоговорочно. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения антисёгунских сил. Группировка южных княжеств двинула войска к Киото. Смерть императора Комэя, на авторитете которого держался договор императора и сегуна, разрушила обязательства императорского двора перед слабеющим сёгунатом. Противники Токугава выдвинули требование вернуть власть законному правителю — малолетнему преемнику Комэя, Муцухито. Кэйки, последний правитель рода Токугава, видя решительность глав оппозиции и военную силу противника, согласился с предъявленными требованиями. Но формальный отказ от власти был простым прикрытием. Сохранив власть в Центральной и Северной Японии, Кэйки думал таким образом выиграть время, необходимое для концентрации достаточного количества сил, чтобы дать отпор войскам противников. Однако в битвах при Фуеими и Тоба в окрестностях Киото с антисёгунской коалицией в январе 1868 года он потерпел поражение и бежал в свою резиденцию, который тоже был вынужден сдать под напором преследователей. Однако окончательно господство дома Токугава было сломлено лишь в длительной гражданской войне, охватившей большую часть территории страны.

Культура. Архитектура и скульптура
Сложность формирования культуры периода Эдо отразилась и в развитии архитектуры, в которой существовали порой противоречащие друг другу тенденции: с одной стороны процветало строительство пышных религиозных и мирских зданий в стиле момояма (период правления Хидэёси) и традиционных сооружений, отличающихся строгостью форм. Одним из достижений эпохи стало развитие городской архитектуры и строительство домов для обычных людей, не нуждавшихся в дворцах, но и не желавших жить в бараках или землянках татаэна. С распространением конфуцианства сокращается количество возведения храмовых сооружений: в этом направлении осуществляется лишь реставрация старых комплексов.
 

Отличительные черты светской архитектуры наиболее полно представлены в стиле дворцового строительства Хидэёси и Токугава. В резиденции Хидэёси особую ценность представляли архитектурные детали с лаковой росписью мастеров Коами. Организация внутреннего пространства довольно тради-ционна: каркасная система опор и балок, раздвижные стены, пол с покрытием татами. Для придания торжественности украшали декоративными росписями стены, раздвижные перегородки, двери с изображением на золотом фоне деревьев, цветов, в отдельных случаях представляющими собой настоящие произведения искусства — образцы творчества лучших живописцев Японии. Важную часть внутренней отделки представляли резьба по дереву, скульптурный рельеф и позолоченные детали. По этому же принципу был построен дворец для первого правителя Токугава. Вершиной развития светской архитектуры этого периода стал построенный принцем Тосихито и его сыном Норитада загородный дворец Кацура (район Киото), представляющий собой удачное сочетание архитектуры, декоративного и садово-паркового искусства. Общая атмосфера всего дворца подчинена эстетическим принципам чайной церемонии, а сам дворец был построен, исходя из канонов строительства чайных домов. По мере роста популярности традиции пить чай и все большего влияния чайной церемонии, возникает стиль су-кия, ставший определяющим в строительстве национального японского жилища в наши дни. Ансамбль Кацура как нельзя лучше демонстрирует еще один важный принцип возведения жилых комплексов — их взаимосвязь и органичное сочетание с окружающей природой.
 

Что же касается скульптуры, то эта область японского искусства переживала глубокий кризис. Традиционно скульптура развивалась в буддистских монастырях и служила для изображения божеств этого учения. Но при Токугава буддизм начал терять свои позиции: его вытеснило так называемое чжусианство. Новых произведений практически не создавалось, что привело к снижению мастерства скульпторов. С другой стороны, наметилась другая тенденция развития скульптурного искусства: народное ваяние. Именно в период Эдо жили и творили такие мастера народной деревянной скульптуры, как Энку и Мокудзики. Их произведения отличаются простотой линий и четкостью форм, на второй план отходит сложная символика, принятая в буддистском каноне, взамен которой народные мастера предпочитали реалистичность изображения. Продолжают создаваться статуи Будд и Бодхисаттв, но уже в их народном понимании. Помимо этого начинает активно развиваться портретная скульптура. Несмотря на то, что оба знаменитых народных скульптора творили примерно в одно время и примерно в одном стиле, каждый из них творил в своей собственной манере. Так, скульптуры Энку отличаются грубостью и резкостью: не будучи профессионалом, он вырубал свои произведения топором, придавая им лишь минимум необходимой отделки. Скульптуры Мокудзики, который был буддистским священнослужителем, представляют резкий контраст с произведениями Энку: мягкость линий и богатство деталей свидетельствуют о более развитом мастерстве последнего.
Наряду с деревянной скульптурой в XVIII веке создается множество каменных изображений: придорожных Будд, храмовых божеств, которые по стилю отличаются от традиционной буддистской скульптуры.

 

Похожие новости