История и организация ниндзюцу
Некоторые идеи, послужившие основой ниндзюцу, пришли в Японию из Китая, но, как и все в японской культуре, привнесенное извне, быстро стали очень японскими. В классических китайских трактатах по военному делу, таких как Соньши (Сунь-цзы по-китайски), можно найти описание методов шпионажа. Сун-цзы попал в Японию в начале VI века н. э.
В VII веке большое количество людей, преследуемых императорским двором за те или иные проступки, нашло убежище в малонаселенной гористой местности возле Киото. Значительная их часть погибла от рук воинов правительства, посланных для уничтожения преступников, и поэтому поселенцам пришлось вырабатывать хитрые тактики и стратегии, гарантирующие им выживание.
Ямабуси (горные отшельники) вызывали ярость у аристократического двора потому, что основали религию, противостоящую официальной религии двора.
Принц-регент Сётоку, правивший страной в начале VII века, был мудр и великодушен. Но обычно принято считать, что он был первым японским правителем, использовавшим шпионов. Они устанавливали факты, касающиеся гражданских дел, и, опираясь на них, Сётоку выносил решение после судебного разбирательства. Шпионы также находили и собирали информацию о явных и потенциальных врагах, следили за ними и отрицательно влияли на их боевой настрой.
В XII веке, к моменту выделения класса профессиональных воинов — самураев и к началу установления формы правления в виде сёгуната, все более или менее преуспевающие военные командиры наняли на службу мастеров ниндзюцу. Соньши (классический китайский военный трактат) был текстом, взятым на вооружение.