Главные принципы ниндзюцу
Маскировка и неожиданность были двумя главными козырями ницдзя. Очень часто он своими действиями заставлял врага принимать неправильные решения, которые затем отрицательно влияли на ход военных действий. Ниндзя все гда работал, чтобы лишить врага превосходства и инициативы. Если враг объединялся с кем- нибудь, ниндзя ссорил их, когда враг не ждал, ницдзя нападал. Ниндзя знал, как держать врага в напряженном ожидании для того, чтобы совершенно измучить его.
Ниндзя старался вывести врага из состояния покоя: если враг имел запасы продовольствия, ниндзя старался довести его до голода, когда враг отдыхал, ниндзя заставлял его двигаться.
Чувство времени у ниндзя было развито замечательно. Он внезапно появлялся в определенных местах и вынуждал противника к сражению. Затем внезапно исчезал из поля зрения, оставляя неприятеля в недоумении. В другой раз старался так ловко нанести удар, чтобы жертва даже не имела шанса ответить. Ниндзя был невидим, неслышим, совершенно загадочен и благодаря этому серьезно озадачивал врага, который не мог понять, куда ниндзя движется. Расчет делался на то, что ниндзя должен привести неприятеля в состояние растерянности.
Некоторые приемы, используемые ниндзя, были простыми, некоторые — более сложными, но для каждого было место в арсенале хитростей, которыми владел шпион. Все действия классифицировались на основе двух техник: йо (ян), или позитивная техника, согласно которой ниндзя маскировался с помощью камуфляжа, и ин (инь) негативная техника, следуя принципам которой, он представал перед врагом непосредственно, но переодетым, так что истинное его лицо невозможно было раскрыть. Ниндзя предпочитал работать в одиночестве, но если под влиянием некоторых обстоятельств это было невозможно, тогда он становился членом команды.
Три основных категории приемов делали возможным совершение всех типичных трюков ниндзя:
1)приемы, с помощью которых проникали на территорию врага;
2) приемы, с помощью которых можно было стать «невидимым»;
3) приемы, с помощью которых осуществлялся уход с территории врага.
Приемы, с помощью которых проникали на территорию врага Базовой составляющей успеха каждого задания ниндзя было незаметное проникновение на территорию врага. Так он мог собрать информацию, устроить поджог и погром, создать панику или осуществить свою жестокую работу по уничтожению вражеского лидера.
Вооружившись стандартным набором инструментов и оружия, ниндзя обычно заполнял потайные карманы своей одежды такими инструментами, которые могли понадобиться для выполнения задания на вражеской территории. Ни о чем нельзя было позабыть, потому как малейшая ошибка могла привести к катастрофе и, возможно, могла расстроить планы его господина. Кроме того, проникновение на территорию врага должно было быть секретным.
Чтобы незаметно пройти в стан неприятеля перед началом военных действий между феодалом, на которого он работал, и врагом, ниндзя должен был:
1 Найти вражеских воинов, которые могли предать своего хозяина, и пообещать им много денег, женщин и сакэ за предательство. Те, кто поддавался соблазнам, становились доносчиками и передавали информацию о расположении вражеских войск, их материально-техническом обеспечении и перемещениях. Но ниндзя знали, что за такими информаторами следует постоянно и внимательно наблюдать, поскольку предать они могли и самих ниндзя.
2 Наняться уборщиком в монастырь или храм, хорошо работать и получить рекомендацию главы храма на перевод в услужение к феодалу. Получив место уборщика на территории врага, ниндзя получал прекрасную возможность собрать необходимую информацию или совершить убийство.
3 Наняться к феодалу в качестве ниндзя. Затем неплохо проявлял себя, передавал важную информацию о своем настоящем хозяине, что позволяло вражескому военачальнику получить некоторое преимущество. Враг хвалил ниндзя, не подозревая, что все сделанное, было ни чем иным как подготовительной частью тщательно разработанного плана по его уничтожению. Ниндзя снова передавал врагу информацию, но на этот раз, коща начинались военные действия, переданные сведения были ложными и вражеские войска терпели поражение в битве.
4 Использовать красивую женщину, чтобы та соблазнила врага. Информация, которая добывалась в спальне феодала, была очень ценной. Однако недостатком такого метода бьшо то, что женщина, призванная одурачить феодала, вместо этого влюблялась в него, и очень часто ниндзя приходилось убивать такую незадачливую соблазнительницу.
5 Работать вместе с дюжинами других ниндзя, также поднаторевших в шпионаже. Как только феодал концентрировался на их поимке, ниндзя незамеченный пробирался там, ще не было его компаньонов, и прекрасно выполнял порученное задание.
6 Переодеться путешественником и притвориться больным, упав возле главных ворот замка ниндзюцу — искусство НЕВИДИМОК _ феодала. Вражеская охрана должна была соптас- но традиции внести больного странника в дом, чтобы тот вылечился и отдохнул, поскольку считалось неблагородным оставлять кого-нибудь умирать у ворот. Однако внутри здания «больной» быстро «выздоравливал» и уходил. На следующий день ниндзя возвращался, спрашивая и обычно получая разрешение войти, чтобы поблагодарить господина за доброту.
Снова оказавшись внутри здания, ниндзя на этот раз использовал малейшую возможность для того, чтобы запомнить и мысленно набросать схему расположения и даже иноща обманывал хозяина замка и работал, никем не тревожимый. Если же его заставали в тех местах, где ему как гостю не следовало находиться, он извинялся и говорил, что заблудился в таких странных местах.
Проникновение на территорию врага после того, как начинались военные действия между врагом и хозяином ниндзя, было делом более трудным и опасным. Враг мог быть крайне бдительным и готовым к появлению ниндзя. Но обычно шпион пытался:
1 Ночью прокрасться в лагерь врага, стоящий вдали от основной массы войск. Такие засады были эффективны, если вражеские войска только что завершили длительный переход, если шел сильный снег или дождь, если люди были измучены затяжной кампанией, если только что закончился тяжелый бой, шли перегруппировки войск или если стоянка не охранялась после недавней победы.
2 Прошмыгнуть незамеченным в расположение частей врага и вернуться обратно в свой лагерь.
3 Позволить захватить себя в плен после того, как будет выработан план бегства. При себе ниндзя имел письмо, содержащее фальшивую информацию, использование которой неминуемо привело бы врага в ловушку.
4 Присоединиться к только что разбитому вражескому войску, возвращающемуся в лагерь. Очень часто ниндзя прикидывался раненым бойцом, благодаря этому меньше подвергался досмотру и поэтому мог выполнить задание более свободно. В подходящее время он мог просто улизнуть из мест расположения госпиталя.
Поскольку каждый военачальник имел стратегические выгоды от того, чтобы оставить возможный путь отступления для захваченного врага, то труднее всего ниндзя было проникнуть в осажденный замок. Военачальник, находившийся в осаде, хорошо знал, что любой путь отступления, придуманный им, может быть также хорошо известен и осаждающему, и поэтому ниндзюцу — __искусство НЕВИДИМОК _ использовать данный путь бегства означало попасть прямо в руки врагу.
Поэтому, находясь перед угрозой гибели, осажденные войска оказывали такое сильное сопротивление, какое только могли, и поэтому ниндзя, отважившийся проникнуть на территорию осажденного замка, брал на себя ответственность войти в летопись ниндзюцу как совершивший самые опасные дела, какие только можно совершить.
Ниндзя, решившийся пойти на это опасное мероприятие, должен был дождаться безлунной ночи или, что менее практиковалось, пока облака закроют луну, и только потом пытаться проникнуть в замок. Также идеальными условиями для работы были дождь, ветер и снег. Выходить на дело зимней ночью было опасно, потому что хотя холод и вынуждал стражников собираться вокруг костров и притуплял их бдительность, тем не менее в холодном морозном воздухе также хорошо был слышен малейший звук, поэтому приходилось быть вдвойне осторожным из-за этого природного устройства предупредительной сигнализации.
Работа в другое время также была опасной, поскольку хотя природа и была наполнена самыми разными звуками, которые мопги скрыть любой шум, произведенный ниндзя, однако стража могла догадаться о посещении незваного гостя, если эти звуки прерывались на некоторое время. Но некоторые условия были идеальными для проникновения в замок врага:
1 Ночь, когда некоторые вражеские воины уходили на разведку в поисках путей для бегства или же на самом деле сбегали.
2 Ночь после того, как неприятель был серьезно потрепан во время дневной жестокой битвы, и имелись большие потери.
3 Ночь после дня, проведенного в трудах по укреплению замка.
4 Ночь, когда неприятель был занят подготовкой к наступлению.
5 Ночь после того, как наступление на замок было усилено.
6 Коща враг был измучен долгими битвами.
7 Когда противника поражали массовые болезни, жажда, голод.
Когда ниндзя проникал в осажденный замок, он обязательно поджигал склады с продовольствием, склады амуниции, оружия, пакгаузы. Все должно было загореться по возможности одновременно, чтобы усложнить врагу процесс тушения пожара, насколько возможно. Это осуществлялось с помощью часовых механизмов, установленных на поджигающих устройствах, или с помощью нескольких ниндзя, помощников, действующих согласованно. Еще одной целью проникновения в лагерь врага было отравление запасов пищи и воды. Или же в еду и воду подсыпалось большое количество слабительных средств. Никто не сможет сражаться на пустой желудок, умирая от жажды, с кишками, выворачиваемыми наизнанку.
Приемы, с помощью которых можно было стать «невидимым» Ниндзя на самом деле были такими же «невидимыми» как и мы с вами, однако они прекрасно могли маскироваться и пользовались такими хитрыми приемами, что казалось, будто вся работа выполняется невидимым человеком. Он становился невидимым для врага в темное время суток, коща сама природа помогала скрыть его перемещения и черные дела.
Темнота была самой верной подругой ниндзя, он мог прекрасно работать и в кромешной тьме, поскольку был обучен этому. Но когда там, гце он работал, становилось светло, шпион принимал все меры предосторожности, чтобы предательская тень ненароком не выдала его. Тишина также здорово помогала намерению ниндзя оставаться невидимым, и в ветреные ниндзюцу искусство НЕВИДИМОК _ ночи ниндзя приходилось, насколько это было возможно, работать с подветренной стороны, так чтобы ни один случайный звук не достиг вражеских ушей.
У каждого дома ниндзюцу были свои собственные специфические приемы, благодаря которым дома и становились известными, однако обычно сами ниндзя подразделяли приемы, с помощью которых можно было стать невидимым, на четыре типа:1)приемы с привлечением спецсредств, 2) небеса, 3) живые существа, 4) рукотворные объекты или эффекты.
В первом случае ниндзя использовали огонь или свет, чтобы ослепить врага, кусты или деревья —для камуфляжа, траву и воду — для того чтобы спрятаться. Небеса предполагали использование тумана, дождя, лунного света, облаков, солнца, молний, грома, ветра и снега для маскировки любых действий. Из живых существ ниндзя использовали женщин, детей, аристократов, крестьян, птиц, животных, рыб и даже жуков для того чтобы враг не мог засечь их (ниндзя) присутствия.
Рукотворные объекты и эффекты, такие как строения, статуи, садовые фонари и дым, часто использовались в качестве прикрытия.
Некоторые из приведенных ниже приемов были особенно эффективны:
1 Ниндзя знали, что часовой, долгое время смотрящий на пламя костра, не сможет быстро сфокусировать взгляд, переведя глаза со света в темноту. Если шпион отвлекал внимание часовых на костер, например подбросив в пламя специальный камень, который начинал взрываться и трещать от высокой температуры, то тоща стражники начинали пристальнее вглядываться в огонь, стараясь понять, что произошло. Ниндзя тем временем мог пройти мимо сторожей.
2 С помощью деревьев и кустарников ниндзя проходили мимо часовых. Использовалась зелень как растущая в земле, так и привязанная к телу ниндзя.
3 Вода в озерах, реках, рвах использовалась в качестве укрытия, а также по ней можно было бесшумно передвигаться, плавая особым образом (с трубкой для дыхания под водой или без нее).
4 Особенности местности, такие как теснины, холмы, изрезанные оврагами территории, служили для ниндзя прекрасной дорогой в лагерь врага. Прячась в таких природных окопах, идя совершенно нехожеными тропами, ниндзя был незаметен.
5 Два шпиона, работающие вместе, работали эффективно. Пока один издавал отвлекающий звук, например стучал металлическими пластинами друг об друга, второй в это время незамеченным проникал в здание.
6 Высокая трава великолепно скрывала все перемещения и вдобавок, если ветер дул куда нужно, ниндзя мог поджечь траву и, пользуясь прикрытием дыма и растений, незаметно пробирался на территорию неприятеля.
7 Гром и молния очень часто были довольно сильными для того, чтобы отвлечь врага и позволить ниндзя пройти мимо самой хорошей охраны. Облака, скрывающие луну, туман, сильный дождь или снег также делали ниндзя невидимым и грозным шпионом. В ясную погоду если ниндзя поворачивался к солнцу спиной и выбирал правильную позицию, ни один враг, смотрящий в его направлении, не мог увидеть его.
8 Одежда представителей четырех различных социальных классов (воины, крестьяне, ремесленники, купцы) была тем средством, с помощью которого ниндзя мог скрывать свою истинную сущность до тех пор, пока не представал перед своей жертвой. С приходом темноты ниндзя сбрасывал чужую личину и занимался своей коварной деятельностью.
9 Некоторые химические вещества или даже простая мокрая трава, брошенные в огонь, находящийся поблизости от ниндзя, образовывав ли клубы дыма, достаточно густые для того, чтобы в них можно было незаметно прокрасться мимо стражи.
10 Те способы ходьбы, которыми пользовался ниндзя, позволяли не только быстро перемещаться. Своеобразная техника ходьбы боком позволяла ниндзя пробираться в самых узких местах между зданиями, за которыми редко коща велось наблюдение. Перемещаясь как краб, прижавшись спиной к одной стене, ниндзя пробирался незамеченным. По потолкам перемещались с помощью специальных приспособлений для лазания, и в темноте дворцовых коридоров ниндзя крался никем не замеченный.
Садовые статуи и фонари были настоящим спасением для прячущегося лазутчика. С помощью акробатических манипуляций со своим телом ниндзя мог имитировать эти предметы и обводить таким образом врага вокруг пальца.