Япония в эпоху капитализма - Культура. Искусство и архитектура
Содержание материала
- Япония в эпоху капитализма
- Внутриполитические волнения
- Внешняя политика. Становление японского милитаризма
- Внешняя политика. Русско-японская война
- Внешняя политика. Япония в годы Первой мировой войны
- Культура. Основные тенденции развития
- Культура. Театр
- Культура. Искусство и архитектура
- Все страницы
Культура. Искусство и архитектура
В период активного заимствования всего западного изобразительное искусство не осталось в стороне, приняв живое участие во всем, что касалось принятия новой культуры. Частично это было вызвано и меркантильными соображениями: национальная живопись, увы, совершенно не пользовалась спросом. Однако западнический бум прошел так же быстро, как и начался: уже к 80-м годам положение национального искусства меняется — на фоне успехов экономики страны появляется интерес к отечественному художественному наследию. Возникло движение за обновление японского национального искусства. В 1888 году было учреждено Токийское художественное училище, где обучали и готовили художников для работы в традициях национальной школы, специализирующихся не только в живописи, но и в прикладном искусстве: резьбе по дереву, обработке лаком, работе по металлу. Возрождаются чайная церемония, требовавшая изготовления специальной утвари, бонсай (выращивание в специальных условиях карликовых деревьев) и др.
В 90-х годах возникает тенденция синтеза японского классического искусства и традиций западных школ. Инициатива в этом движении принадлежала известным художникам — Ёкояма Тайкан, Хасимото Масакуни и др. В Токийском художественном училище открывается отделение западной живописи, куда в качестве преподавателей были приглашены художники стран Европы.
Несколько иным путем стало развиваться прикладное искусство. Его непосредственная связь с бытом обусловила оказанное на него западное влияние. В первые десятилетия после революции появляются новые художественные ремесла с западной техникой, выполненные сообразно с западной эстетикой. Единственное, на что еще было способно традиционное искусство, — это утолять любопытство иностранцев и производить разнообразную сувенирную продукцию. Изделия киотских мастеров, изготовлвших парчу «нисики», керамику и фарфор, лак и эмали, декоративные работы по металлу, использующие только традиционные технические приемы, получили широкую известность и распространение на Западе, что спасло отрасль от вымирания и позволило сохранить секреты национальных ремесел вплоть до наших дней.
В архитектуре, как и во всей культуре, произошли значимые изменения, пожалуй, даже наиболее значимые из всех. Изменение экономического курса, развитие промышленности, четкая ориентация на западные образцы — все это не могло не затронуть той сферы, которая отвечает за строительство, сооружение жилых помещений. Рост урбанизационных процессов привел к поиску новых архитектурных решений, отвечающим требованиям эпохи. Централизация политической власти привела к систематизации городов и превращению их в узловые пункты развития национальной экономики. Столицы прежних провинций стали центрами новых территориальных образований — префектур. Территории бывших владельцев крупных феодалов, их замки и возникшие вокруг них города стали местом размещения префектуральных и городских официальных учреждений, институтов, колледжей. Именно в этой части городов произошли значительные преобразования, в то время как остальная часть городской застройки сохраняла нетронутыми национальное жилое строительство (деревянные двухэтажные дома) и средневековую систему, или, вернее, отсутствие таковой, улиц.
Ближе к концу XIX века японский город по своей организации становится похожим на европейский. Связано это было, прежде всего, с перераспределением зон: деловые круги со своими учреждениями обосновались в центре, а окраинные районы были отданы для строительства жилых кварталов. Однако правительство совершило ошибку, когда пригласило для строительства новых зданий западных мастеров и слепо доверилось им во всем. Выбор материалов и возведение многоэтажных "построек были осуществлены без учета природных особенностей Японии. В Японии в эти годы строили известные западные зодчие — француз Буан-виль, англичане Кондор и Уотерс, американец Бридженс, представители немецкой школы. Облик города, и прежде всего, столицы, приобретал черты эклектизма, причудливой смеси стилей. Отсутствие единого плана градостроительных преобразований привело к тому, что капиталистический город Японии складывался по типу введения в старую феодальную застройку объектов промышленного, гражданского (буржуазные особняки) и общественного строительства. К крупным сооружениям этих лет относятся здания императорского Токийского университета, здания парламента и министерства юстиции. На основе западных образцов начинают строить и японские архитекторы. Появляются специалисты, получившие образование в Европе, — Тацуно Кинго, Катаяма Токума, Сонэ Тацудзо и др. Значительными работами Тацуно Кинго являются здания Японского банка и Токийского вокзала.
Успехи сотрудничества двух культур внушали оптимизм, но землетрясение 1901 года показало, что до окончательной победы еще далеко. Были приняты срочные меры: японскими и западными архитекторами начинается разработка принципов строительства зданий, способных противостоять природным стихиям, и в частности, землетрясению.
В качестве выхода из положения было предложено использование железобетонных конструкций со стальным каркасом. По такому типу было построено здание «Империал-отель», расположенное в центре столицы. Проверку на прочность ему предстояло выдержать в 1923 году, во время сильнейшего землетрясения. Здание не только устояло, но даже сохранило работающими системы водоснабжения и электрического освещения. После этого японские архитекторы начинают использовать новую европейскую технику и нетрадиционные материалы в других национальных сооружениях: театрах, музеях, буддийских и синтоистских храмах.