By using this website, you agree to the use of cookies as described in our Privacy Policy.

Развитие Японии до середины XIX в.

 В разных исторических условиях происходило становление японского государства. В отличие от Китая, Япония на протяжении всей своей истории оставалась независимым государством, что самым благоприятным образом сказалось на консолидации японской нации, на развитии национальной культуры.

 
Воспользовавшись опытом Китая, японцы во второй половине VII в. осуществили «реформы Тайка», получившие окончательное оформление в кодексе законов «Тайхорё» (701 г.). Эти реформы знаменовали создание в Японии раннефеодального государства с достаточно организованной системой управления.
 
По китайскому образцу были созданы центральное правительство, сложная иерархическая система государственного управления, введены государственные экзамены для чиновничества. Вокруг императорского двора складывается относительно многочисленная прослойка аристократии, которая в начальный период сыграла важную роль в становлении централизованной государственности, в формировании идеологии, основывающейся преимущественно на конфуцианстве и буддизме. Создание централизованного раннефеодального государства способствовало дальнейшему развитию экономики. Создаются ирригационные системы, более широко используются железные орудия, наряду с рисом начинают культивироваться пшеница, рожь, просо. Развивались также горные промыслы и кустарное ремесло, началась чеканка монет (708 г.), создавались торговые склады, рисохранилища, дороги. Периоды Нара (710 —794 гг., когда столицей был г. Нара) п Хэйан или киотоский (795 —1186 гг. столица г. Киото) были временем, когда под влиянием культуры феодальногоКитая стала развиваться японская культура. Период Нары отмечен появлением первых японских хроник и знаменитой поэтической антологии «Маньёсю». В период Хэйан наряду с появлением новых выдающихся произведений литературы больших успехов достигает живопись, резьба по дереву, изготовление художественных изделий из металла, перламутра, производство лаковых изделий.
 
В период существования Нарской монархии утверждается культ императора —народу внушается вера в божественное происхождение императорского рода, и особа императора объявляется «священной и неприкосновенной». Культ императора наложил глубокий след на всю последующую историю Японии.
 
По мере расширения японского государства на север от Киото при сохранении преимущественно натуральной формы хозяйства происходило обособление окраин в результате усиления власти местных феодалов. Процессу децентрализации государства способствовало то обстоятельство, что императорский двор являлся лишь номинальным распорядителем земли, а фактически земля, раздаваемая императором в виде дара или вознаграждения за военную и государственную службу военачальникам и чиновникам, переходила в собственность феодалов.
Крупные феодалы превращались, таким образом, в основных владельцев земли —главного источника богатства страны. Они получали возможность сосредоточивать в своих руках не только экономическую, но и политическую власть на местах.
 
В XI и начале XII в. в Японии сложилась своеобразная обстановка, когда наряду с императорским двором, фактически лишенным власти, в различных районах страны возникает независимая администрация феодалов, борющихся меледу собой за верховную власть в стране.
Борьба между феодалами завершилась в 1192 г. победой Иоритомо Минамото, который был провозглашен сегуном. В Камакуре, ставшей второй столицей, было создано сёгунское правительство«бакуфу» (военная ставка), фактически осуществлявшее военно - политическую диктатуру в стране, а дворцовая аристократия во главе с императором оказалась изолированной и отстраненной от управления государством. Земельная собственность продолжала оставаться в руках крупных феодалоз —даймё.
 
Устранение от власти паразитирующей аристократии, оторванной от народа и не связанной непосредственно с сельскохозяйственным производством, составлявшим основу экономики страны, и переход управления страной в руки крупных феодалов привели, с одной стороны, к укреплению системы господства класса землевладельцев и новому обострению классовых противоречий между феодалами и крестьянством, а с другой —оказали определенное влияние на развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли. Известный японский историк Хани Горо пишет об этом периоде следующее: «Таким образом, и в Японии в средние века возникло общество, основанное на феодальном господстве, производственные отношения которого представляли собой отношения между феодалами и крепостными, т. е. отношения между классом крупных феодальных землевладельцев, эксплуатировавших народ как крепостных, и крепостными, которые были прикреплены к земле феодала и несли тяжелое бремя налогов и трудовой повинности.
 
Поразительно то, что, хотя японский народ был задавлен тяжелым бременем налогов и трудовой повинности, хотя он подвергался жестокой эксплуатации со стороны феодалов, все же он своим трудом способствовал постепенному развитию сельского хозяйства, разделению труда и развитию торговли».
 
В отличие от деспотических правителей других стран Востока японский император и дворцовая аристократия были лишены возможности присваивать большую часть прибавочного продукта крестьянского труда и омертвлять его в непроизводительных затратах (таких, как сооружение Великой китайской стены, египетских пирамид и т. д.). Это оказало положительное влияние на экономику страны, способствовало росту производства феодальной Японии и ускорило вызревание более совершенного способа производства.
 

Похожие новости