Культура Японии курганного периода. Религия
Эпоха курганов ознаменовалась не только значительными социально-экономическими и политическими изменениями, но и развитием культуры. Возникновение письменности, великолепные архитектурные ансамбли, скульптурные произведения — вот основные достижения японской культуры того времени. Японские исследователи называют этот период «Асука» — по названию реки, на берегу которой располагался царский дворец — центр развития страны.
Крупнейшим событием в области религиозного мировоззрения стало принятие буддизма. Несмотря на то, что были позаимствованы лишь внешние формы, оно все же значительно повлияло на жизнь японского народа. Синтоизм, уже существовавший в Японии, представлял собой развитую систему древних языческих представлений, впитавшую фетишизм, тотемизм, магию и культ предков, и вполне отвечал требованиям племенной власти. Когда с приходом нового правительства появились тенденции к созданию единого государства, возникла необходимость смены религии. Существуют разные версии Фото, когда именно буддизм проник в Японию. Наиболее убедительна та, по которой это случилось в 502 году, согласно которой буддизм был вджиееея и Кореи тамошними миссионерами. Послушав адептов этого иноземного учения, прославляющих буддизм как лучшее из вероисповеданий, и убедившись в его полезности в деле объединения страны, правительство решило признать буддизм как официальную религию. В результате в Японию пришел тот вариант учения Будды, который был распространен в Корее и Китае, т„е. «махаяна», что значит «большая колесница» в отличие от распространенного» в более южных странах варианта «хинаяна», или «малая колесница». Отличительной особенностью принятой разновидности является признание существования бодхисатв — людей, возлагающих на себя обязательство не достигать просветления и не уходить в нирвану до твое пор, пока не достигнут просветления все существа» Основатель учения Будда Шакья-Муни почитался лишь как величайший учитель, но не как божество, что отличается от других религий спасения: христианства и ислама. Но это не означает, что в буддизме не было богов. У него был свой пантеон, в который вошли индуистские божества, а когда буддизм пришел в Японию, то он впитал в себя и все синтоистские божества, что способствовало его распространению. На первых порах буддизм воспринимался как особый вид магии, поскольку сознание японцев не было готово к тому уровню абстракции, который предлагало это учение. Поэтому в буддистские храмы приходили, чтобы попросить богов избавить от болезней и других несчастий, точно так же, как и в синтоистские. Затем синтоизм и буддизм как бы «поделили сферы влияния»: буддистские служители стали заниматься ритуалами смерти, а синтоистские — жизни, т. е. рождение, свадьбы, земледельческие ритуалы и различные праздники. Такое отношение объясняется своеобразным отношением к смерти у буддистов, согласно которому душа бессмертна и после смерти человек не умирает, а лишь переходит в другое звено колеса сансары, символизировавшего существование как цепь бесконечных перевоплощений. Лишь тем, кто вел праведный образ жизни, и соблюдал все предписания буддизма, удается прервать эту цепь и достичь нирваны — «небытия». Это описание лишь в общих чертах объясняет основные положения буддизма и не может, конечно, дать полного представления об этой удивительной религии. Кроме внутренней сути буддизма, японцев привлекала и внешняя сторона: торжественные ритуалы, пышное убранство храмов, одежды священнослужителей.
Как было уже отмечено, в Японию в то время так же активно проникало конфуцианство, но его влияние не было столь масштабным, как влияние буддизма., и затронуло лишь социальную сферу, послужив основой для реформы административного аппарата.